Развитие творческого воображения у дошкольников
Современные дети буквально с первых лет жизни постоянно заняты: их развивают, учат, тренируют, готовят, воспитывают, развлекают. Среди этой лихорадочной активности у них редко выпадает возможность расслабиться.
Детям жизненно необходимо это время «ничегонеделанья», когда они могут просто побродить по парку, послушать музыку, поваляться с книжкой или без оной на диване, когда взрослые их не контролируют и не вмешиваются. Это время вовсе не пропадает зря – именно в такие моменты ребенок перестает быть полностью ориентированным на внешний мир и учится жить внутренней жизнью, находить внутри себя ресурсы для душевного роста. В конце концов, он учится просто оставаться наедине с собой, быть интересным самому себе.
Воображение может помочь ребенку справляться со стрессами (он просто «уходит» от них в свой внутренний мир и творчески их там перерабатывает), научиться сосредотачиваться.
Воображение влияет и на другие мыслительные процессы. Например, значительно улучшает запоминание – ребенок воспринимает и усваивает лучше то, что он может себе живо представить, и что для него эмоционально окрашено (то есть он лучше поймет и запомнит какое-то правило, если представит «наглядный пример»).
Часто фантазии дошкольника не устраивают родителей, кажутся им пустыми. На вопрос «кем хочешь стать?» такой, казалось бы, уже разумный пяти-, шестилетка скажет: «копателем ям», «покорителем Марса», «супергероем», «принцессой». Мечта, возможно, и несбыточная, но именно такие фантазии помогают ребенку лучше понять свои чувства, определиться, что ему нравится, а что нет, примерить на себя ту или иную ситуацию или роль. И к его мечтам следует относиться бережно и уважительно. Любое грубое одергивание или насмешка могут надолго сковать желание мечтать.
Ребенку на этом этапе развития очень важно, чтобы ему предоставили самостоятельность, постарайтесь не контролировать его, и не критиковать его мечты и фантазии, просто побудьте сторонним наблюдателем и слушателем.
Напротив, если дошкольник мечтает исключительно о «земном»: новой машинке, очередном наборе конструктора из любимой серии или красивом платье – это говорит о том, что уже в таком юном возрасте его воображение очень скованно и требует развития. Эта кажущаяся «разумность» малыша может аукнуться в более старшем возрасте неспособностью ставить перед собой большие, значимые цели, быть открытым новому, механическим отношением к работе.
Настоящий «полет фантазии» возможен, если ребенок ощущает себя в безопасности, уверен в том, что его не станут судить или насмехаться над ним.
Сдерживают стремление к фантазиям и препятствуют развитию нестандартного, творческого воображения:
- неодобрение окружающих («Опять размечтался, займись делом!), непринятие фантазий ребенка, отрицание;
- разделение игры и обучения;
- оценки и критические замечания: чтобы свободно творить, ребенок должен чувствовать, что он это делает «просто так», что это не урок, где можно сделать что-то «правильно» или «неправильно» и где его обязательно будут сравнивать с другими и поставят оценку;
- жесткое навязывание одной-единственно «верной» точки зрения родителями;
- привитие стереотипов поведения и представлений («девочка не может стать пожарным», «балет – не для мальчиков», «солнышко на рисунке должно быть желтое с лучами» и т. п.).
С возрастом малыш с хорошо развитым воображением имеет все шансы стать человеком, умеющим:
- гибко, неординарно мыслить, творчески подходить к любому вопросу;
- находить несколько вариантов решения задач (и решать нестандартные задачи, задачи с высокой степенью неопределенности);
- ставить цели, визуализировать их, планировать пути их достижения (то есть воображать целевую ситуацию и всю последовательность действий, которые к ней ведут);
- предполагать исход событий, видеть несколько вариантов их развития, возможные риски;
- быстро ориентироваться в трудной ситуации, найти приемлемое решение, проявить смекалку.