Как помочь развитию воображения у ребенка?
Благодаря развитию воображения ребенок создает новые комбинации из фрагментов воспоминаний, образов, ощущений. Основой его фантазии всегда будет преобразованный опыт – в его рассказах, играх, даже навязчивых страхах будут прослеживаться обрывки известных ему сюжетов, сказок, разговоров, мультфильмов – только в новой, иногда очень причудливой комбинации.
При наблюдении за взрослыми становится очевидным, что так называемые творческие люди более внимательны к нюансам, более эмоциональны, воспринимают более широкий спектр явлений (ароматы, звуки, оттенки цвета и смысла, разнообразные эмоции, в которых они могут разобраться). Именно поэтому их «палитра» образов и символов больше, а значит, воображение и творческий потенциал богаче. Тогда как люди прагматичные, как привило, не обладают большим багажом воспоминаний, не слишком внимательны к своим чувствам и ощущениям, больше ориентированы на практический результат. Чем богаче будет опыт детей, чем больше разнообразных ощущений они будут получать, тем шире будут в будущем их возможности для творчества.
Как же стимулировать развитие воображения у ребенка?
Получать впечатления:
- Разнообразить тактильные ощущения (выбирать игрушки из материалов различных фактур, играть в игры, стимулирующие развитие тактильных ощущений – например, «узнай предмет на ощупь»),
- Пробовать новые вкусы и ароматы.
- Путешествовать.
- Ходить на концерты, спектакли и в музеи.
- Разглядывать лес, небо, море (обращая внимание на оттенки цветов), угадывать, на что похожи облака.
- Играть на подручных «музыкальных» инструментах – кастрюлях, разделочных досках, ложках.
Рисовать: рисуя, дитя создает свой собственный мир, он может рассказать о персонажах целую историю, которую он обдумывал, пока водил карандашом.
Здорово, если есть простор для рисования (родители вывешивают большие листы на стены или выделяют под творчество рулон бумаги или ненужных обоев) – тогда ребенок может рисовать, не стесняя себя пространством одного листка. Используйте для рисования не только фломастеры (их цвет постоянен, не позволяет передать оттенки), но и карандаши, различные типы красок, мелки, уголь.
Можно давать ребенку интересные задания: нарисовать фантастическую планету (несуществующее животное, самое удивительное на свете); рассмотреть случайную капяку-маляку и преобразить ее в какую-либо фигуру; рисовать поочередно: один рисует голову, второй – шею, затем опять по очереди – туловище, ноги (после того как одна часть нарисована, листок можно согнуть так, чтобы следующий игрок не видел того, что нарисовал предыдущий); нарисовать песню или музыкальное произведение.
Если ребенок любит животных, например собак, рисуйте их вместе с ним, рассказывайте о том, что собачки бывают разные – большие и маленькие, лохматые и не очень, скажите, что когда он подрастет, вы купите ему собачку, а пока можно их просто рисовать и рассматривать на картинках. А чтобы знать, что рассказывать, почитайте описание породы Дратхаар и других на сайте http://pitomcy.net/story/drathaar.
Хорошо, если есть собственное жилье, где можно выделить ребенку отдельный уголок для творчества. Ну а если его пока еще нет, то когда у вас появится возможность, вы сможете его купить и обустроить на свой вкус для ребенка целую комнату, где он сможет не только рисовать, а и учиться, отдыхать, играть с друзьями, что только поспособствует его развитию.
Читать: слушая чтение взрослого (а впоследствии и читая самостоятельно), дитя живо представляет себе все перипетии, переживает за героев.
Книжки с картинками помогают легче настроиться на восприятие речи.
Важно обращать внимание на иллюстрации – они не должны быть излишне упрощенными, банальными (это сужает восприятие) или очень пугающими. Важен не только сюжет, но и образы: описания характеров, природы; чем больше нюансов, тем ярче и богаче картинки в воображении. Именно поэтому многие дети постарше так любят жанр фэнтези (истории о хоббитах, Нарнии, Гарри Поттере), про целые миры, населенные сказочными существами и в то же время такие правдоподобные.
Рассказывать сказки: любая ситуация незавершенности («А дальше?») – это вызов воображению. Придумывайте разные концовки уже известных сказок; рассказывайте сказку по очереди: родитель начинает, ребенок развивает сюжет или по кругу – каждый добавляет по одному предложению.
Перевоплощаться: играть в сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, пиратов, семью тигров и т. п.), разыгрывать сцены из прочитанных книг или придумывать свои на их основе; устраивать мини-спектакли театра кукол (подойдут куклы-перчатки, которые буквально оживают благодаря движениям и голоса ребенка), театра теней или представления с переодеваниями; импровизировать – выдумывать «морские фигуры» в игре «море волнуется раз», выполнять классическую актерскую разминку: покажи крокодила, изобрази кипящий чайник (сложность заданий зависит от возраста и тренировки – уровень мастерства будет постоянно расти).
Отвечать на вопросы:
- Поощрять ребенка задавать самые неожиданные вопросы, никогда не оставлять их без ответа, даже если вопрос «глупый». Если «правильного» ответа не существует («что будет, если вдруг исчезнет все оружие?), предложите порассуждать вместе.
- Поощрять малыша задавать вопросы самому себе и искать на них ответ (ставить эксперименты и проводить исследования).
А также: отгадывать загадки и решать задачки «с подвохом»; подбирать рифмы, пробовать сочинять окончания известных стихотворений и свои стихи (пусть даже чепуховые); придумывать, что могло бы значить неизвестное слово: «Кто такая аббревиатура – может быть, диковинная змея?» Воображение поможет вам продолжить этот список!